Интервью с руководителем отдела по тюремному служению Бобруйской епархии иереем Алексием Болотовым

Автор: , 05 Сен 2017

«ЖИЗНЬ ЗА ВЫСОКИМ ЗАБОРОМ»: ИНТЕРВЬЮ С РУКОВОДИТЕЛЕМ ОТДЕЛА ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ БОБРУЙСКОЙ ЕПАРХИИ ИЕРЕЕМ АЛЕКСИЕМ БОЛОТОВЫМ.

На протяжении нескольких лет клирик Никольского кафедрального собора г. Бобруйска иерей Алексий Болотов возглавляет Епархиальный отдел по тюремному служению Бобруйской епархии. Мы попросили рассказать отца Алексия о том, как происходит духовное окормление людей, отбывающих наказание в исправительной колонии, и как отражается участие священнослужителя на жизни лиц, преступивших закон. Тема нашей беседы — «Жизнь за высоким забором».

 

— Отец Алексий, Вы окормляете особую паству, людей, которых общество, по понятным причинам, сторонится. Изменилось ли Ваше отношение к осужденным после того, как Вы стали нести послушание в колонии?

— Нет, мое отношение к ним не изменилось. Просто появился опыт общения с заключенными. Я с таким же вниманием отношусь к людям, находящимся в местах лишения свободы, как и к обычным прихожанам городских храмов.

Атмосфера колонии накладывает отпечаток и на богослужения, совершаемые в тюремном храме. Казалось бы, совершается привычное богослужение, однако, молитвы звучат как-то глубже и проникновеннее. По лицам осужденных видно, что не просто так пришел человек на богослужение — душа открывается навстречу Богу и Его Любви.

— В чем состоит Ваше участие как священника в жизни этих людей?

— Главное – это регулярное совершение Божественной Литургии в тюремном храме и духовное окормление заключенных. Несколько священников нашей епархии регулярно посещают колонию, проводят духовные беседы с заключенными, отвечают на их вопросы. Мы приносим в зону духовные книги, видеодиски и аудиоматериалы на церковную тематику и периодически пополняем библиотеки при тюремных храмах.

Неоднократно посещал колонии, находящиеся в нашем городе, совершал там Божественную литургию и наш правящий архиерей, епископ Бобруйский и Быховский Серафим.

Духовное окормление осуществляется либо через проповедь священника, обращенную к молящимся, либо через таинство исповеди, где священник имеет возможность услышать человека и разъяснить ему какие-то спорные моменты в его духовной жизни.

— Вспомните, пожалуйста, самые значимые моменты Вашего служения в тюрьме.

— Каждое посещение колонии является значимым как для меня лично, так и для тех заключенных, которые приходят на богослужения и для беседы со мной. Думаю, что к этому невозможно привыкнуть.

— Недавно нашу епархию посетил гость, легендарный архимандрит Гервасий (Раптопулос) из Греции. Какое впечатление произвела на Вас эта встреча?

— Это замечательный человек! То, что он делает по всему миру для заключенных, вызывает горячее чувство удивления, радости и любви. Его проповеди о любви Божией к каждому человеку, о взаимопонимании, терпимости и помощи ближнему, думаю, навсегда останутся в памяти тех, кто его слышал и видел.

— Что бы Вы сказали людям, которые не понимают, для чего необходимо проявлять милосердие к заключенным?

— Милосердие — это свойство, данное человеку Господом. Это способность проявлять милость и сострадание к людям, на первый взгляд и не заслуживающим их. Оно уподобляет нас Богу и заложенно в нас Творцом.

Легко проявлять милосердие по отношению к близким, родным и людям добродетельным. Но насколько же не легко проявлять милосердие к чужому человеку, а тем более к человеку, преступившему закон и оказавшемуся на обочине общественной жизни.

Человек – Божие творение, несет в себе образ и призван к подобию Божию! Божественной во Христе силой мы можем побороть злобу и ненависть к другому, протянув тому руку помощи и сострадания. И это подвиг, это поступок, который возвышает человека над темнотой греха и бездной беззакония.

Мне очень нравятся слова апостола Павла из его послания к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Коринфянам 13,4-7). Это настоящий гимн любви. Без любви мы ничто, даже если много знаем и умеем.

Если мы будем проявлять милосердие и любовь к окружающим нас людям, то станем истинными чадами, любящими своего Творца и своих ближних.

— Каким образом люди, желающие чем-либо помочь находящимся в заключении, могут осуществить свое благое намерение?

— Исправительная колония – это закрытое учреждение со своим режимом и укладом жизни. Какие-то контакты с осужденными возможны только с разрешения тюремной администрации, поэтому возможностей для желающих оказать помощь колонии не много, но они все же есть. Например, мы иногда помогаем родственникам заключенных, если таковые проживают рядом с нами. Заключение под стражу кого-то из их родных – это огромный стресс и переживание. Вот здесь и возможна наша посильная помощь как самому заключенному, так и его родственникам.

— Священник приходит к заключенному не как к преступнику, а как к страждущему ближнему. Как воспринимают Вас заключенные?

— Как медицинский работник, врачующий телесные немощи, так и священник оказывает духовное врачевание и помощь заключенному. Бывает достаточно нескольких слов ободрения или просто выслушать исповедь, записанную на нескольких листах, чтобы человек воспрянул духом. Поэтому и отношение к священнику в целом положительное. И, как показывает практика, общение с духовным лицом, посещение богослужений, молитва и исповедь оказывают огромное положительное влияние на душу заключенного, способствуя осознанию им своих ошибок и их исправлению.

— Лишение свободы дает оступившемуся человеку шанс переоценить свою жизнь и вернуться на свободу с внутренней решимостью исправиться, став законопослушным членом общества. Почему, по Вашему мнению, люди попадают в тюрьмы повторно?

У каждого человека своя жизнь, свои переживания. Человек разумное и свободное существо, полностью ответственное за свои выборы и решения. Не все заключенные ведут духовную работу над собой и потому, не всегда справляясь со своим преступным прошлым, снова попадают за решетку.

— Отец Алексий, что, на Ваш взгляд, требуется обществу для того, чтобы тюрьмы опустели?

— Думаю, что ответ может быть такой же, как и на вопрос: «Какая из десяти заповедей главная?» На что Господь Иисус Христос ответил: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Марк. 12, 30-31).

Если люди станут соблюдать Закон Божий, то неминуемо будут соблюдать и законы государства, и нормы общества, тогда, вероятно, не будет нужды в тюрьмах.

— Благодарим Вас, отец Алексий, за откровенный разговор и желаем, чтобы Вашими стараниями Слово Божие коснулось сердец Ваших подопечных, и привело их на путь покаяния и исправления своей жизни.

— Благодарю вас!

 

Информация заимствована с сайта: www.bobreparhiya.by

About the author

Комментарии

Обсуждение закрыто.