ДОКЛАД ЕПИСКОПА КРАСНОГОРСКОГО ИРИНАРХА, ВИКАРИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Автор: , 28 Янв 2016

«ЦЕРКОВЬ И ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ»

XXIV

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ

«ТРАДИЦИЯ И НОВАЦИИ: КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ»

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ДОКЛАД

ЕПИСКОПА КРАСНОГОРСКОГО ИРИНАРХА,

ВИКАРИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ,

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИНОДАЛЬНОГО ОТДЕЛА ПО ТЮРЕМНОМУ СЛУЖЕНИЮ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

на тему:

«Традиция и новации в понимании Русской Православной Церкви:

их роль и значение в процессах реформирования

уголовно-исполнительной системы России до 2020 года»

Москва, 26 января 2016 года,

Сергиевский зал Трапезных палат Храма Христа Спасителя

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мероприятия Международных Рождественских образовательных чтений двух предыдущих лет были посвящены юбилейным событиям:

в 2014 году – 700-летию со Дня рождения преподобного Сергия Радонежского: «Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее»;

в истекшем 2015 году – 1000-летию со дня кончины святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Древней Руси и собирателя земель вокруг Киевского княжества, направившего Русь по избранному им пути и положившего начало цивилизационному развитию трех основных ветвей славянских народов России, Украины и Беларуси, а затем и преобладающего большинства народов современной России.

В этой связи хотелось бы сказать несколько слов об основоположнике российской государственности и о доставшемся нам от Киевского князя Владимира религиозном и культурно-историческом наследии.

I.

Святейший Патриарх Кирилл, анализируя жизнь и дела князя Владимира – сначала как язычника, а потом и как христианина, неоднократно говорил о том, что спустя века от эпохи князя Владимира на Руси мало сохранилось материальных свидетельств, однако сохранилась вера православная, которая постоянно вдохновляла Александра Невского, Дмитрия Донского, других великих князей, царей и императоров на подвиги государственного строительства на Руси и защиту своего Отечества. «За Веру, Царя и Отечество» – говорили наши предки, вдохновляясь великой силой православной веры, которая в их сознании всегда стояла на первом месте.

На торжественном приеме в Кремле по случаю 1000-летия преставления князя Владимира Президент России Владимир Путин, обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу, епископату и духовенству Русской Православной Церкви, представителям традиционных религий России, государственным и общественным деятелям, произнес:

«Значение этого события – обретение народом веры и духовной опоры – невозможно переоценить. Очевидно, что Крещение стало ключевым поворотом всей российской истории, государственности и нашей культуры. Наш общий долг – чтить этот судьбоносный этап развития России».

«Князю Владимиру суждено было стать государем великим. Его выбор был прозорливым и предельно ответственным и послужил истоком становления России как уникальной страны-цивилизации».

«Великий князь Владимир стал настоящим устроителем родной земли, ее культурного и хозяйственного развития, мудрым и дальновидным правителем Руси. Таким он остался для нас после принятия Святого Крещения в древнем Херсонесе – Корсуни. Эти духовные истоки и сегодня питают братские славянские народы России, Украины и Белоруссии».

«Мы храним верность выбору князя Владимира. Дорожим миром и согласием в нашей многонациональной стране, вместе стремимся к ее благу и процветанию, с уважением относимся к обычаям всех ее народов, ко всем традиционным религиям России».

После выступления Главы государства к присутствующим обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Приняв Святое Крещение и изменив образ своей жизни и уклад жизни своих подданных» святой князь Владимир «установил принципиально новую норму личного и общественного поведения, зиждущуюся на евангельских заповедях. Если раньше убийства, человеческие жертвоприношения, обман, корысть были естественными и, как многие тогда считали, правильными средствами достижения власти и счастливого образа жизни, то после исторического поступка Киевского князя меняется всеобщее понимание того, что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что не допустимо. Злодеяния не исчезают, конечно, из жизни восточнославянских племен, но они навсегда утрачивают ореол чего-то дозволенного, необходимого и законного».

«Избрав благочестивый образ жизни, … мудрый правитель выбирает … для своего народа, для укрепляющейся Руси … высокие идеалы византийской государственности и книжности. В ту историческую эпоху не было более развитой культуры и государства, чем в Византии. Стремление уподобиться этой образованнейшей христианской стране на века вперед определило путь развития и нашего Отечества. Таким образом, религиозный выбор русского правителя был еще и выбором христианского уклада, общественной жизни, стиля культуры и образа мышления, выбором некоего цивилизационного кода, отличающегося тем, что на основе христианских ценностей создалось такое общественное устройство и сформировались такие общественные отношения, которые в равной степени открыли возможности для человека любой религии и любых взглядов жить вместе с большинством народа, не чувствуя своей ущербности и не подвергаясь дискриминации».

«Таким образом, благодаря принесенному на Русскую землю христианскому учению, а также эстетике, появились шедевры, такие как творения Рублева, Дионисия, уникальные ансамбли русских монастырей и кремлей, лиризм русской православной молитвы и церковных песнопений. Церковный же пласт культуры в свою очередь стал основой для культуры светской, подарившей миру плоды трудов Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чайковского, Рахманинова и многих-многих других, которых перечислить невозможно».

«Православные идеалы верности, доблести, жертвенности, любви к Родине и Церкви, укрепляли наших славных предков на протяжении тысячелетия в их стоянии за родную землю в многочисленных войнах и потрясениях».

Каждый год на конференциях и семинарах мы периодически подводим итоги работы Синодального отдела по тюремному служению Русской Православной Церкви и рассматриваем очередные темы развития тюремного служения в епархиях на территории Российской Федерации, на Украине и в Беларуси, а также в Казахстане, Молдавии и Азербайджане, в странах Среднеазиатского митрополичьего округа и странах Балтии.

Первоначально, начиная с 2011 года, взаимоотношения Синодального отдела стали успешно складываться с уголовно-исполнительной системой Украины. В 2014 и истекшем 2015 годах мы посетили Республику Беларусь и закрепили связи с уголовно-исполнительной системой Белоруссии. В 2015 году провели Конференцию в Тирасполе, Приднестровье. Мы также надеемся, что и другие территории бывшего Советского Союза будут вовлечены в совместную работу духовно-пастырского окормления заключенных в местах лишения свободы, а также сотрудников УИС и членов их семей. И это является нашим общим вкладом в объединение церковно-государственного служения в сфере уголовно-исполнительных систем стран на постсоветском пространстве.

В истекшем 2015 году исполнилось ровно пять лет со дня учреждения Синодального отдела по тюремному служению Русской Православной Церкви. На состоявшейся Конференции были подведены итоги проделанной работы в сфере тюремного служения, позволившие сказать о том, что деятельность Синодального отдела и направления его работы обрели чёткие границы.

В текущем году мы вновь собрались в этом зале Патриарших трапезных палат Храма Христа Спасителя на очередные мероприятия XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме: «Традиция и новации: культура, общество, личность».

II.

Во второй главе доклада представлен отчет о проделанной работе Синодального отдела по тюремному служению в истекшем 2015 году.

К докладу прилагаются три «Приложения».

На начало 2015 года на территории Российской Федерации Русская Православная Церковь состоит из 169 епархий. Из них в 128 епархиях созданы соответствующие структуры тюремного служения (епархиальные отделы или сектора) и назначены руководители из числа духовенства. В остальных 39 новообразованных епархиях идет процесс упорядочения структуры тюремного служения, и только в 2 епархиях на Крайнем Севере отсутствуют исправительные учреждения.

В юрисдикции Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации в исправительных учреждениях ФСИН России функционируют – данные на 2015 год:

524 – действующие тюремные храмы,

41 – часовни, возведенные на режимной территории,

10 – тюремные храмы в колониях-поселениях,

66 – строящиеся тюремные храмы,

332 – молитвенные комнаты, оборудованные в выделенных помещениях.

При этом – в 29 учреждениях УИС отсутствуют молитвенные помещения.

На территориях 16 епархий учреждения УИС отсутствуют.

Однако для того, чтобы полностью удовлетворить потребность заключенных в тюремных храмах, в которых осуществляют духовно-пастырское окормление заключенных более одной тысячи священнослужителей, в России требуется строительство еще около 500 храмов на режимных территориях учреждений УИС.

Количество тюремных священнослужителей в России (на 31.12.2014 года) составляет около 1.200 чел., из них – 69 чел. в г. Москве. Это огромное число клириков епархий, сопоставимое только со столичным мегаполисом – городом Москва, в которой трудятся на приходах примерно такое же количество священнослужителей.

Таким образом, за каждым пенитенциарным учреждением страны (за очень незначительным исключением) закреплены священнослужители (от одного до нескольких чел.), которые духовно окормляют как заключенных, так и личный состав исправительных учреждений.

Скачать  Доклад целиком

Информация заимствована с сайта: http://anastasia-uz.ru

About the author

Комментарии

Обсуждение закрыто.